Добавить объявление

Невесомая недвижимость

16 апреля 2013 294

Мировую премию по архитектуре в этом году получил японский архитектор Тойо Ито

Как известно, Нобелевская премия по архитектуре не вручается. Это упущение побудило семью Притцкеров, владельцев всемирно известной сети отелей Hyatt, в 1979 году учредить собственную премию за открытия и достижения в современной архитектуре.


И уже в шестой раз Притцкеровскую премию получают японские архитекторы. В этом году она была отдана 71-летнему архитектору Тойо Ито.


Притцкеровская премия – не просто признание мирового имени. Открытия в той или иной области со временем начинают использоваться постоянно. А значит, можно говорить о том, что влияние современной японской архитектуры так или иначе отразится на внешнем облике объектов недвижимости. Поэтому сейчас так интересно проследить за тем, какой вклад внесли японцы в развитие мировой архитектуры.


Всегда считалось, что стране восходящего солнца наиболее удачно удается бережно относиться к старым традициям и в то же время идти в ногу со временем. Японии с древних времен был присущ свой уникальный архитектурный стиль. Но в работах Тойо Ито, Кадзуо Седзима и Рюэ Нисидзава нельзя уловить даже намека на древние зодческие традиции. Тойо Ито использует материалы, которые обычны для современного строительства – стекло и бетон. Именно из них сегодня строятся наши города, и многие новостройки в Сочи также выполнены из этих материалов. Однако японским архитекторам удалось найти приемы, с помощью которых здания из стекла и бетона становятся воздушными и невесомыми.


Мы привыкли воспринимать дома как что-то прочное и надежное. «Мой дом – моя крепость» – выражение европейцев, идущее из глубины веков. У любого дома обязательно имеются фундамент и фасад. Традиционные отделочные материалы мрамор, гранит, кафель, природный камень, как раз и символизируют эту прочность.


В большинстве работ японских архитекторов у зданий фасада в привычном понимании нет. То есть, их дома вполне материальны, но с помощью особых приемов внешние стены зданий сливаются с окружающим миром.


- Я пришел к пониманию, что можно сделать архитектуру, которая будет давать людям опыт более свободного и интуитивного понимания пространства. Это было главным откровением, - говорит Тойо Ито.


Архитектор, которого сейчас считают известным и влиятельным, долгие годы занимался проектированием частных коттеджей. В 1995 году его архитектурное бюро выиграло конкурс на проектирование здания медиатеки в городе Сендай. Проект был признан лучшим среди 235, представленных на конкурс, и сегодня медиатека вошла в реестр памятников архитектуры Японии.


Решение остановится на проекте Тойо Ито конкурсное жюри приняло не сразу. Предлагаемая им конструкция не имела аналогов в архитектуре и была настолько нова, что поставила в тупик многих специалистов. На компьютерном макете было изображено 13 ажурных колон, спаянных из труб, которые служили одновременно опорами и лифтовыми шахтами. На колонны «нанизывались» этажи, а стены были из стекла. Поскольку предложенная схема никогда раньше не использовалась, концепцию архитектора тщательно проверили с точки зрения строительных технологий, экономики и сейсмоустойчивости. В итоге «Сендаймедиатека» получила сертификат по всем требованиям министерства строительства Японии.


Сегодня семиэтажное здание – центр городской жизни. Здесь расположены несколько библиотек, медиацентры, монтажные студии и выставочные павильоны. Но самое интересное в проекте медиатеки – это фасад. Днем в стенах здания отражаются расположенные рядом деревья, а вечером они освещаются специальными датчиками и, по сути дела, могут быть любыми – могут менять цвет, или стать площадкой для любого изображения.


Долгие годы европейцы в архитектуре искали способы для того, чтобы здание гармонично вписывалось в окружающий ландшафт. А японские архитекторы предлагают «растворить» недвижимость в окружающей среде, сделать ее призрачной и невесомой.


Здание крематория в Какамигахаре кажется просто облаком, спустившимся к озеру, а на самом деле при его проектировании и строительстве использовались уникальные инженерно-технологические решения, которые придают ему прочность.


В здании библиотеки Университета искусств Тама арочные окна практически не оставляют пространства для стен. Внутри здания тоже арки, которые одновременно являются опорами и распределяют нагрузку.


Фасад магазина TОD’S в Токио просто копирует ветви стоящего рядом дерева. Это превосходный образец коммерческой недвижимости, доведенный до ранга искусства.


Известная галерея «Серпентайн» в Лондоне каждый год приглашает архитекторов с мировым именем создать свой собственный летний выставочный павильон. Причем заказчики, как правило, не ограничивают ни бюджет, ни свободу творчества автора. Формой для павильона Тойо Ито стал обычный куб. Но способ остекления – его фирменный почерк. Именно за счет стекол павильон становится невесомым и прозрачным, а с наступлением темноты стены растворяются в пространстве, обнажая освещенное помещение.


Его основная концепция в архитектуре – эстетическое и динамическое взаимодействие внутреннего пространства здания с внешним, окружающим его пространством, говорит заслуженный архитектор города Сочи, академик Международной академии архитектуры Леонид Звуков. В отдельных объектах он использует простые геометрические формы, в других явно бионические, но в тех и других достигается активное взаимопроникновение этих пространств за счет использования оригинальных фасадных структур.


Я знаком с некоторыми объектами Тойо Ито по международным выставкам на всемирных форумах архитектуры, а с некоторыми и в натуре – все они производят хорошее впечатление, хотя сначала слегка шокируют своей новизной и оригинальностью. Хочется также отметить большое влияние Тойо Ито на молодых архитекторов во всем мире. Они с энтузиазмом подхватили его идеи и уже по-своему их интерпретируют.


Такие же невесомые и легкие работы у обладателей Притцкеровской премии 2010 года Кадзуо Седзима и Рюэ Нисидзава. По мнению жюри, они «как никто другие исследуют пропорции пространства, легкости, прозрачности и материальности, создавая утонченный синтез».


Они стали авторами Центра Кристиана Диора в Японии, Федерального института в Лозанне, Музея современного искусства в Канадзаве и многих других необычных и интересных проектов.


Если отправится на поиски открытий в современной архитектуре, которые сделали японцы, то можно увидеть дома без стен, открытые миру изнутри и снаружи. Недвижимость, которая полностью сливается с городской средой. Но за кажущейся хрупкостью каждого из проектов стоят удачные инженерно-технологические решения, которые делают здания прочными и позволяют наиболее оптимально использовать их внутреннее пространство.