Избранное
Разместить объявление

Как изменится центр Сочи в ближайшие годы?

Алина Салащенко 3 апреля 2013 395

В прошлом году Муниципальный институт генплана заказал группе архитекторов разработать концепцию к проекту планировки центральной части Сочи. Проект рассчитан на 30 лет, и его цель – внести на этой территории корректировки, которые должны улучшить среду обитания горожан. Подобные проекты сейчас разрабатываются для всех районов города. А проект центральной части Сочи уже готов и представлен МИГу.

Откуда Сочи брать зеленые зоны и места для парковок, что ждет центральную набережную и будет ли в городе деловая зона, на вопросы корреспондента Вестум.RU ответил руководитель группы архитекторов, работавшей над проектом планировки, заслуженный архитектор города Сочи, академик Международной академии архитектуры Леонид Звуков.


– Леонид Константинович, какое в целом впечатление о центральной части курорта и что в первую очередь необходимо будет изменить?

Внимательно ознакомившись с ситуацией, наша группа пришла к выводу, что сделать центр Сочи удобным для жизни и привлекательным можно. Если администрация города и Городское собрание учтут все наши рекомендации и предложения, мы получим вполне комфортную среду.

Оговорюсь сразу, мы работали над планировкой только центральной части города, а не всего Центрального района. Речь идет о территории от моря до трассы железной дороги и от микрорайона Горбольница до Дендрария включительно.

Основная проблема центра города – нехватка свободных территорий. И между тем, у нас огромное количество торговых площадей. Центр Сочи желательно освобождать от ларьков, нестационарных павильонов и стихийной торговли. По количеству объектов торговли нормы, существующие для курортных городов, превышены уже в 4 раза. Такое обилие торговых точек даже не укладывается в законы рынка. Существующих предложений, на мой взгляд, гораздо больше, чем спроса на них. Вся торговля не может быть сконцентрирована в центре. Сейчас в Сочи успешно развиваются периферийные площадки, такие, как «Моремолл» и ТЦ «Олимп». И в то же время в центральной части Сочи существует нехватка предприятий быстрого питания. Так же здесь необходимо построить две школы и четыре детских сада.

На освобождаемых территориях необходимо устраивать зеленые зоны. На сегодняшний день в центре города чувствуется их нехватка. Зеленые уголки мы предлагаем организовать не только на месте стихийных рынков, но и на площадках, которые сегодня занимает ветхий фонд. Программа переселения из ветхого жилья в Сочи хоть медленно, но двигается. Поэтому городу вполне по силам разбивать небольшие скверы на месте старых домов после их сноса.

Зеленая зона между Театральной площадью и приморской набережной сегодня не благоустроена. Этот участок расположен на склоне, но если правильно организовать работы по благоустройству, разбить дорожки, добавить удобные лестницы, фонтаны и навесы, получится хороший сквер, являющийся частью Приморского парка.


– Администрация уже не раз поднимала вопрос о необходимости проведения работ по реконструкции центральной набережной Сочи. Участвовала ли ваша группа в разработке проекта, и какие изменения ее ждут?

Реконструкция набережной необходима уже давно. Еще в 30-е годы, когда был построен Сочинский морской порт, поступление галечника на пляжную полосу было нарушено. В итоге с каждым годом море отхватывает территорию у берега. Поэтому нам сейчас остается идти только по пути искусственных насыпных пляжей, другого способа расширить галечную полосу просто нет.

Наша рабочая группа представила МИГу два совершенно разных проекта реконструкции набережной. И оба они предусматривают искусственную насыпку пляжной полосы. Первый вариант мы условно называем «бунный». Он был разработан архитекторами Олегом и Ольгой Козинскими и предусматривает насыпку берега, межбунное пространство и берегозащитные укрепления, расположенные равномерно по всей длине пляжа.

Второй вариант развития набережной предложила группа архитекторов, в состав которой вошли Георгий Серебряков, Николай Гришин и Александр Климычев. Они предложили построить на протяжении берега от курортной поликлиники до морпорта несколько искусственных мысов, что значительно увеличит длину береговой пляжной полосы. Этот проект подразумевает создание обширного приморского парка с мощной инфраструктурой на двух подземных уровнях и подземном пространстве в теле самой набережной, в том числе и со стоянками для автомобилей. На мысах могут располагаться зеленые зоны, пляжи, небольшие кафе, причалы для лодок и детские игровые городки.

Функция искусственных сооружений – это не только новая территория, но и укрепление берега. Специфика Черного моря такова, что здесь волна разгоняется от центральной части моря. За счет этого наши волны не высокие, но у них огромная ударная сила. В этом мы в очередной раз убедились во время недавнего шторма. Волны Черного моря по силе равны океанским волнам. Задача искусственных мысов гасить и перераспределять их ударную силу, чтобы до берега волна доходила более мягкой, а значит, не выбрасывала галечник на глубину и не сокращала территорию пляжа.

Одна из очень важных составляющих проекта – разработка удобной транспортной схемы, которая полностью должна обеспечить расчетные потоки транспорта даже в пиковое время. Предусматривается устройство новых и модернизация существующих развязок и пересечений, выбор более рациональных схем движения, обеспечивающих существующие и перспективные потоки транспорта в центре города.


– Один из актуальных вопросов для всех сочинцев: где парковаться? Есть ли в центральной части места для парковок и сколько их необходимо построить?

По нашим расчетам, в центральной части города необходимо организовать около 12 000 машиномест. Но мы нашли возможность разместить 16 000, при этом парковки могут быть самых разных видов – подземные, надземные и многоуровневые, а так же, в виде автоматизированных башен. Мы представили МИГу план транспортной схемы с четким расположением автостоянок. Если они будут построены, город сможет решить проблемы парковок. Другое дело, что в Сочи нередки примеры, когда объекты, изначально заявленные, как паркинги, со временем превращаются в торговые и офисные центры.

Надо сказать, что центр города сегодня явно перенасыщен автомобилями. Такие крупные мегаполисы, как Лондон, Нью-Йорк, Сингапур и Токио для того, чтобы решить эту проблему, пошли по пути создания деловых зон и кварталов. В таких кварталах в одном месте сконцентрированы все госучреждения и множество коммерческих организаций.

В нашем проекте есть предложение создать подобную зону в Сочи, хотя она и выходит за пределы проектирования. Идеальное место для нее – площадка за «Моремоллом» и промзона. Здесь достаточно устойчивые грунты, а это хороший плацдарм для высотной застройки в 20-25 этажей. В одном комплексе высотных зданий нами предложено расположить городскую и районную администрации, представительства государственных служб и множество коммерческих организаций.

Площадка, которую мы предлагаем, чрезвычайно удобна с точки зрения транспортной доступности. Отсюда есть выезд и на объездную дорогу и дублер Курортного проспекта. Людям не нужно было бы ехать в центр города для того, чтобы обратится в госслужбы или в администрацию, да и служащие не парковались бы на центральных улицах, что позволило бы значительно разгрузить этот участок.

Деловая зона, по нашей задумке, должна включать в себя рестораны, кафе, кинотеатры и спортивные центры, для того чтобы здесь было удобно проводить время и после того, как рабочий день закончен.


– Что еще, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы центр стал более привлекательным?

– Я считаю, что участок на улице Советской, который сейчас занимает Управление внутренних дел, желательно освободить. Когда-то архитектор Ярошевский разработал замечательный проект здания полиции, которое должно было располагаться на улице Юных Ленинцев в районе складов. Этот вариант, на мой взгляд, более оптимален. Ведь Сочи – курортный город, и территории, которые находятся рядом с морем, должны использоваться в качестве общественных зон и привлекательно выглядеть. В общем, грубо говоря, зачем курортному городу КПЗ на берегу моря? УВД сейчас занимает большую площадь, огороженную забором, и внешний облик ее не отвечает требованиям, предъявляемым к центру города.

Мы предлагаем создать там парк в стиле старого Сочи. Старинное двухэтажное здание, которое много лет занимало УВД, является архитектурным памятником, его можно отреставрировать, организовать там досуговый центр, а территорию озеленить и благоустроить. Здесь можно разместить сувенирные лавки, небольшие стильные кафе и зоны отдыха.

Наша группа предлагает еще одно решение, которое, скорее всего, порадует и сочинцев и гостей курорта – открыть нижнюю часть Дендрария для всех желающих. Сделав часть парка доступной зоной со свободным входом, мы увеличим количество доступных зеленых территорий. И это еще один шаг к увеличению привлекательности центра Сочи.