Добавить объявление

Как развивать курортный потенциал Краснодарского края

Сергей Зыков 26 декабря 2016 913

Мы уже освещали тему, прошедшей в ноябре архитектурно – градостроительный конференции «Архитектурный мост: Краснодар – Екатеринбург – Москва. Развитие курортного потенциала Краснодарского края», в которой принимали участие ведущие специалисты архитектурной отрасли, а также представители властных структур.

Участники конференции не только обсуждали существующие проблемы, но и предложили ряд реальных планов. Участники конференции не только обсуждали существующие проблемы, но и предложили ряд реальных планов.

Экспертное сообщество констатировало, что существующее положение в курортном сегменте экономики Краснодарского края отягощено рядом проблем, без решения которых невозможно дальнейшее поступательное развитие всего курортного комплекса Кубани. Это старые коммуникации, недостатки транспортной инфраструктуры, невысокое качество городской среды и её комфортности, что требует больших финансовых вложений, которые, впрочем, могут быстро окупаться.

Перспективные предложения

Участники конференции не только обсуждали существующие проблемы, но и предложили ряд реальных планов. Например, директор представительства компании «Яузапроект» из Москвы Алексей Тимофеев посчитал необходимым пространственное развитие курортных зон через комплексную стратегию развития регионального туризма. Этому могут препятствовать вышеуказанные недостатки инфраструктуры и инженерных сетей, а также некая «разорванность» транспортной составляющей и очень низкое качество услуг в некоторых районах и населённых пунктах. Негативным фактором можно считать локализацию учреждений досуга и хорошего общепита в достаточно крупных городах и посёлках.

Алексей Тимофеев привёл пример неправильного использования существующей транспортной инфраструктуры в Горячем Ключе, где железнодорожный вокзал и трасса М4 практически не связаны с городом и зоной санаториев. Также есть проблемы на Черноморском побережье, где во многих местах пляжи отделены от населённых пунктов железной дорогой. Компания «Яузапроект» предложила решение вопроса в Горячем Ключе с помощью нового зонирования территории города для связи с транспортной инфраструктурой и отработки проекта, а также дальнейшем применении подобной практики в горных кластерах края.

Эксперт считает, что в Краснодарском крае назрела необходимость организации платных скоростных дорог для полной ликвидации пробок на пути к морю и объединения различных туристических зон в одну сеть, соединив горные курорты с приморскими кластерами.

Правильные инвестиции – основа будущего процветания

Одним из самых интересных предложений на конференции стало инвестирование «марин» - яхтенных портов. Об этом говорил Николай Гришин, главный инженер «АБ «Гор – проект», считающий, что развитие комплекса «марин» будут способствовать общему оздоровлению курортного потенциала Кубани. В пример приводилась практика турецких властей в прибрежных регионах страны, где госпрограмма поддержки в организации «марин» дала очень высокие результаты, сделав эту отрасль одной из самых прибыльных.

Важно отметить, что кроме стоянок для яхт, должна существовать и другая инфраструктура в виде эллингов, таунхаусов на побережье, чтобы их владельцы или арендаторы имели возможность жить рядом с морем и выходить на яхте в любое время. Кроме того, «марины», наполненные разнообразной инфраструктурой, будут центром притяжения для всех туристов, а не только яхтсменов.

Мировая практика показывает, что окупаемость гидротехнических сооружений в «маринах» и недвижимости на берегу рядом с ними достаточно быстрая по времени, ведь цены на неё выше, чем в других районах. «Марина» может и должна стать катализатором развития населённого пункта, на территории которого она находится. Ещё одним преимуществом «марин» является возможность развития каботажного пассажирского судоходства.

Модули и конструкторы

Типовое проектирование в сегодняшнем городском пространстве – скорее нонсенс, чем правило. К внешнему разнообразию и внутреннему наполнению жилых и нежилых объектов сегодня прилагается гораздо больше требований, чем в советское время, когда целые города строились по однотипным проектам.

На такой платформе построил свой доклад Алексей Куковякин, директор дизайнерско – архитектурной фирмы «Алкута», который в своём выступлении затронул «зелёное строительство»и типовое проектирование, удешевляющее затратную часть сметы. Он отметил, что однотипное может быть разным, но нужно понимать, как такие тенденции рассматриваются в обществе, где уже привыкли к индивидуальным проектам.

Компанией «Алкута» разработан модульный конструктор с универсальными задачами, позволяющий осуществлять комплексную малоэтажную застройку. Называется он «ФЛЭТ»( «Функция, Логика, Экономика, Технология») и позволяет создавать 576 различных по планировке жилых секций из железобетона, монолита, кирпича, дерева. Основной принцип работы «ФЛЭТ», как в конструкторе «Лего». Такой модульный дом можно построить в любой зелёной зоне, используя свайной фундамент, а коммуникации расположить под полом первого этажа, не трогая почву и корневую систему деревьев. Пилотный проект выполняется сейчас в г. Екатеринбург.

Маньчжурский опыт развития территории

Об интересном опыте в приграничной зоне Китая, рассказал Михаил Грудинин, генеральный директор ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития “Гипрогор”», г. Москва. На примере китайского города Маньчжурия, выросшего из посёлка с 10-тысячным населением в полумиллионный город, Михаил Грудинин доказал, что быстрое развитие территории, благодаря вложениям в туристический кластер, возможно, окупаемо и доступно. В конце 80-х годов приграничный посёлок Забайкальск был таким же маленьким, как и Маньчжурия. Он и сегодня такой же, в отличие от китайского города, буквально на глазах у одного поколения выросшего в крупный торговый и рекреационный центр.

В Маньчжурию приезжает ежегодно более 5 миллионов человек для того, чтобы посмотреть на «Россию», достопримечательности которой воссозданы прямо на улицах города. Здесь можно осмотреть и сфотографировать храм Христа Спасителя, монументы «Рабочий и колхозница» и «Родина – мать», а также памятник Гагарину и многое другое, чем гордится Россия. Через границу ежегодно переходят не более 5 тысяч китайцев, так как с нашей стороны смотреть нечего.

Михаил Грудинин рассказал, что была сделана презентация для представителей приграничного округа Маньчжурия по проекту приграничного сотрудничества. Результатом стало подписание соглашение об обеспечении туристического потока из Китая в размере не менее 2 миллионов человек для однодневной поездки с ночёвкой. В Забайкальске должен быть построен тематический парк «Знакомство с Россией», в который будут включены техническая зона с музеями авиации и космонавтики, военной техники, тиром, театрально – музейный квартал (Большой театр, Третьяковская галерея, зона русской деревни и фольклорная площадка). В планах – строительство жилого квартала и торгово – развлекательного центра. Такое масштабное строительство и последующее использование площадок и зданий потребует создание около 16 000 рабочих мест, а увеличение население возможно в 4-5 раз. Поддержку проекту оказывает Минэкономразвития России.

Для Краснодарского края можно взять некоторые позиции из этого проекта, которые помогут актуализировать существующую концепцию развития или предложить новую. Для этого необходимо разработать рекреационное зонирование края и схему размещения объектов, мастер – планы туристических кластеров, экономический и маркетинговый анализ будущих кластеров. Всё это требует создания и корректировки документации территориального планирования, проектно – сметной документации с последующим утверждением градостроительной документации, а также документации для включения проекта в Федеральную целевую программу «Развитие туризма»

Комментарии

Поле не может быть пустым